пятница, 26 января 2018 г.

Мендельсон - третья, Шотландская...

Привет)))

Начну изложение своих мыслей с того как я вообще отношусь к оркестровой академической музыке (к классической - в частности).
Поскольку работаю я в симфоническом оркестре, то оркестровой музыки в моей жизни, понятное дело, много. И этому я благодарен работе в оркестре. К тому же довольно часто получается весьма достойно исполнить то или иное крупное оркестровое произведение (симфонию, концерт какого-либо инструмента с оркестром, и т. д.).
Вопреки распространенному мнению я не хожу по улице постоянно в костюме с бабочкой. В толпе академического музыканта может выделить разве что инструмент в футляре (и то не каждого - флейтисты, гобоисты и кларнетисты могут запросто положить разобранный на части инструмент в сумку или рюкзак и вообще ничем в толпе не выделяться). В концертной одежде можно увидеть либо тех музыкантов, которые не хотят переодеваться на работе, либо тех, кто опаздывает на халтуру - или, опять-таки не любит часто переодеваться.
Я люблю послушать академическую музыку. И периодически это делаю. Если большинство людей предпочитает воспринимать классику преимущественно на концертах, то я запросто слушаю Бетховена, Мендельсона, Сен-Санса, Дворжака, Чайковского и многих других в транспорте (в наушниках) или же дома. И получаю от этого большое удовольствие.

Но. Одно дело слушать, и совсем другое - исполнять. Особенно если перед исполнением еще неделю мусолили это произведение на репетициях. Тут многое зависит непосредственно от произведения (потому что, да, бывают в классике вещи, которые очень скучны даже для академистов) и от исполнителей. Когда музыка по душе, то время на репетиции пролетает незаметно. И по приходу домой (либо по пути домой) еще догоняешься этим произведением, прослушивая крутую запись какой-нибудь Берлинской или Чикагской филармонии. Одним из таких "заевших", в хорошем смысле, произведений стала для меня симфония №3 "Шотландская" Феликса Мендельсона-Бартольди.

Первое знакомство с этим произведением у меня произошло в конце сентября 2016-го. Тогда мы разучивали ее к приезду великолепного музыканта Алексей Огринчука. Он должен был дирижировать нашим оркестром третью Мендельсона, двадцать девятую Моцарта и играть концерт для гобоя с оркестром Беллини. И впечатлений была масса. Огринчук так руководил нами, что оркестр зазвучал в полную свою силу. Тогда меня даже не сильно огорчили два вызова на репетиции накануне концерта (обычно такого у нас не бывает), ибо музыка увлекла за собой. В общем, было круто.

Вторая моя встреча с "Шотландской" состоялась во время гастролей по Франции-Италии 2017. Я специально не упоминал о музыкальной составляющей тура, дабы сосредоточиться на впечатлениях от самой поездки. Это был заключительный концерт гастролей, в Сульмоне. Вечер целиком посвященный Мендельсону - увертюра "Гебриды" или Фингалова пещера, концерт для скрипки с оркестром и третья симфония. Конечно, под конец поездок играть тяжеловато. Но (обязательно послушайте симфонию до конца, тогда поймете меня), под тот величественный и счастливый финал этот концерт, да и все путешествие воспринялись совсем по-другому. Было ощущение чего-то большого и светлого, и доброго, но трудно-достижимого, с непростой борьбой. И вот, последние аккорды, и все, доиграли, дотянули, ПРОЖИЛИ ЭТУ МУЗЫКУ... Да, музыку надо не играть, не исполнять, ее надо ПРОЖИВАТЬ, ПЕРЕЖИВАТЬ, иначе никак. Иначе никакого смысла. Иначе работа в оркестре окончательно превратится в офис (итак работаем по пять дней в неделю в среднем).

И вот, третий раз я окунулся в эту музыку 25-го января этого года (2018). И ощущения были несколько другие, нежели раньше. В то время как некоторые оркестранты ворчали: "ну вот, опять... ну сколько можно...", я искренне обрадовался возможности снова поиргать, нет, извините, ПЕРЕЖИТЬ эту симфонию. И помогло еще то, что она уже довольно хорошо отложилась в памяти и руках оркестрантов, так что прозвучала она очень хорошо. Я, да и многие другие музыканты кайфанули на концерте. И это самое главное. Бывает такое, что на репетициях разучиваемая программа успевает выучиться, заболтаться и вообще, окончательно надоесть, но при всем при этом, на концерте открывается что-то совершенно новое (хотя, казалось бы, выучили от А до Я). И никак это не объяснить. Однако бывает такое.

Я не буду много писать о том, что я чувствую и представляю во время исполнения или прослушивания третьей Мендельсона. В конце концов музыка, как искусство, хороша тем, что каждый слышит в ней свое (теоретики со мной не согласятся, наверное). А значит, вместо того, чтобы кому-то что-то объяснять или доказывать, лучше просто послушать, проникнуться, ПЕРЕЖИТЬ - ведь, слушая, тоже необходимо вникать и ПРОЖИВАТЬ.

Итак, Мендельсон, симфония №3 "Шотландская" (рекомендую вторую аудиозапись, длительностью 42:31): слушать

Vk
Splayn
Facebook
Instagram


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последний поход короля

Приветствую )))  Да, литературу свою я здесь уже начал публиковать, но пусть текст этого сообщения останется без изменений.  Я до...